Статья о первых художниках академистах России 18 века.
Живопись елизаветинской эпохи представлена именами иностранных и русских мастеров.
Луи Каравекк – французский мастер, который изначально работал в стиле рококо. Постепенно его портреты приобретают напыщенную торжественность («Портрет цесаревны Натальи Петровны», «Портрет императрицы Елизаветы Петровны»).
Итальянец П. Ротари и немецкий мастер Г. Гроот – яркие представители рококо.
«Конный портрет Елизаветы Петровны с арапчонком» претворяет тип торжественного конного портрета в игривом духе рококо. Место великого государя здесь, будто в шутку, занимает миниатюрная дама в мундире Преображенского полка. Разряженный, словно кукла, арапчонок движется легко, словно танцуя. Он с восхищением взирает на грациозную всадницу. Фигуры изображены на фоне пейзажа – это красивый уголок древнего парка с разрушающимися стенами и прозрачным орнаментом зелени.
Ученики иностранных мастеров создают произведения, связанные с исконно русскими представлениями о духовной красоте. Светская шутливая непринужденность уступает здесь место светлой поэзии, задушевной беседе. Первые русские живописцы нет-нет, да обращаются по привычке к «парсуной» строгости и к насыщенным лубочным краскам.
Иван Яковлевич Вишняков – чуткий и самобытный мастер. Им написаны портреты детей В. Г. Фермора, заведующего Канцелярией строений. «Портрет Сарры-Элеоноры Фермор» отличается утонченным очарованием. Фигура молодой девушки, кажется, соткана из света и воздуха. «Портрет Вильгельма Георга Фермора» (мальчика лет десяти) характеризуется более плотной живописью, резко прочерченными тенями. Оба портрета возвышенно-одухотворенные, проникнуты обаянием детства.
Иван Фирсов – художник, который занимался театральными декорациями и дворцовыми интерьерами. Полотно «Юный живописец» относится к самому началу развития бытового жанра в русской живописи. Юный художник, сидя у мольберта, рисует свою сестренку. Девочка непоседлива, и мать грозит ей пальцем, успокаивая ее. Картина проникнута праздничным настроением. Здесь все артистично и ярко – одежда и детские лица. В мастерской теснятся атрибуты искусства, с любовью изображенные автором – портрет музицирующей дамы, пейзаж, гипсовая скульптура, книги, мольберт, кисти, ящик с красками.
Алексей Петрович Антропов – замечательный мастер, который сознательно вводил в свои работы черты народного мировосприятия. «Портрет статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой, урожденной Нарышкиной» отличается контрастными сочетаниями плотных и насыщенных красок. Формы портрета динамичны, кажется, будто они заряжены внутренней энергией. Пожилая полная дама в тяжелых рюшах с портретом императрицы на брильянтовом ордене в молодости славилась красотой. Волевая, обаятельная, умная, она была любимицей и дальней родственницей Елизаветы. Этот образ необычайно колоритный и живой.
Лицо Ивана Петровича Аргунова, талантливого крепостного художника, мы видим на его «Автопортрете». Личные качества человека, его деятельность и разум важны в жизни, а не высокое родство – такова идея этого портрета. Вдохновенный творец, кажется, исполнен радостного сознания собственных сил. Художник в рабочем халате, небрежно повязанном платке, но в строгом парике и с благородной осанкой бросает острый взгляд на свое отражение.