Вышивка относится к наиболее древним видам русского народного творчества. Для вышивки не нужны были специальные приспособления, требовались только пяльцы, холст, игла и нитки.

Занимались этим видом рукоделия исключительно женщины, маленьких девочек приучали к работе с 7-8 лет. С детства девочка начинала готовить себе приданое к свадьбе.

Вышивкой покрывали рубахи, юбки, передники, головные уборы, она была связана с конструкцией одежды, поэтому часто выполнялась по шву или краю. Кроме одежды, вышивали скатерти, полотенца, края простыней – подзоры, часто такие вещи дарили на семейных праздниках, таких как свадьба или крестины.

Этот вид рукоделия имел не только и не столько декоративное, сколько мистическое значение. Вышивка служила оберегом, который защищает человека от враждебных сил. Люди в древности считали, что нужно защитить все отверстия, которые есть в готовой одежде, поэтому женщины покрывали вышивкой-оберегом ворот, рукава, подол рубашки и головные уборы. Самой важной деталью являлся ворот, потому что в момент смерти именно через ворот вылетала душа.

Узоры народной вышивки отражали представления людей древности, которые одухотворяли окружающую природу. Узоры помещали на одежде изображения солнца, птиц, женской фигуры как символов плодородия, счастья, жизненной силы. Так, ромб или круг символизировали солнце, горизонтальная линия означала землю, волнистая линия – воду.

Русская народная вышивка отличалась разнообразием мотивов, сюжетов, а также использованием разных типов швов.

Вышивка Русского Севера представляла собой декоративный мир, населенный сказочными птицами, животными, растениями. На севере, где долгая зима и короткое лето, использовались нитки белого цвета, а также красного. Вышивальщицы часто изображали сцены с женской фигурой или деревом в центре, всадниками и птицами по бокам, эти сцены исполнялись красными нитками по белому фону или белой строчкой.

Для средней полосы России (Тульской, Калужской, Рязанской губерний) были характерны геометрические мотивы: ромбы, косые кресты, восьмиугольные розетки. Изредка в вышивке этих районов встречаются женские фигуры, но они также напоминают геометрические фигуры. Для создания узора использовали нитки насыщенных, ярких цветов – красный (часто как основной), зеленый, синий, желтый.

Все существовавшие типы вышивок можно разделить на две большие группы. К первой группе относятся вышивки, которые были связаны со структурой ткани и выполнялись по счету нитей. К этой группе относятся мережки, белая строчка, цветная перевить. В Новгородской, Архангельской, Вологодской областях были распространены мережки, белая строчка, мастерицы Смоленской, Калужской, Рязанской губерний чаще применяли цветную перевить.

Ко второй группе относятся вышивки, швы которых не были связаны со структурой ткани и свободно располагались на гладком фоне: тамбур, свободная гладь, «владимирская гладь», швы, применяемые в золотом шитье. Тамбурные швы, выполнявшиеся иглой или крючком, часто встречались в Костромской, Ярославской, Тверской губерниях, Владимирская губерния славилась своей гладью, центром золотошвейного промысла был город Торжок.

В наши дни вышивка практически утратила свое магическое значение, перестала выполнять функцию оберега. Тем не менее, она продолжает широко использоваться для отделки текстильных изделий: постельного и столового белья, повседневной одежды, концертных костюмов.

Вышивка, особенно ручная, делает самую простую одежду изысканной, нарядной и оригинальной.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
3,67 из 5 (3)
2 августа 2011