Иконопись нельзя отнести к искусству в общепринятом понимании. Живопись основывается на том, что видит человек в окружающем мире, она изменяется, совершенствуется, трансформируется.

Иконопись пришла в Киевскую Русь с князем Владимиром после его крещения в Херсонесе и с тех пор ее техника практически не изменялась. Иконописцы, приглашаемые из Византии, нашли здесь благодарных учеников, которым и передали не только технологию смешивания или нанесения красок, но и дух иконы. Современная школа иконописи «София» дает ученикам знания и навыки создания красок из тех же материалов, что и древние мастера. Как и тогда, основа иконы – это липовая доска, покрытая левкасом (грунтом, приготовленным из мела и животного клея). Как и тогда, мастера используют темперу, приготовленную из природных пигментов и масел. Как и тогда, техника золочения икон остается прежней – тончайшее сусальное золото наносится на специально приготовленный клей.

Иконы, созданные еще в XIII веке псковскими или новгородскими мастерами, до сих пор сохраняют свой внешний вид. И все это благодаря полименту – клею из пигментов, смешанных с томленым белком. На этой клеевой основе идеально лежит сусальное золото. Технология золочения насколько отточена, что мастеру важно не только аккуратно выполнить всех этапы работы, но и точно знать время, когда пришла пора прикладывать тончайшие полоски драгоценного металла к основе.

Листки золота отбиваются специальным молотом после раскатки. Это сложный и ответственный процесс, так как от качества его выполнения зависит равномерность раскатки и целостность листков. Такую работу выполняли только специально обученные молотобойцы. В мастерской же иконописец использовал уже приготовленные прямоугольные золотые листки, переложенные в страницах книги.

Те, кто прошли курсы иконописи, знают, что прикасаться руками к листкам сусального золота нельзя, иначе они рассыпаются пылью. Для того чтобы переложить небольшой прямоугольник на подготовленную клеевую основу, используют лампемзель. Он представляет собой маленькую кисть из беличьей шерсти, настолько мягкой, что листок толщиной в 100 нанометров прилипает к ней и остается целым.

После выполнения этого этапа наступает время для полировки. Ее выполняют агатом, кремнем, сердоликом – гладкими и прочными. Иногда с этой же целью в древности использовали зуб кабана или медведя. После полировки позолота приобретает насыщенный блеск, сохраняющийся бесконечно долго.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
(Еще не оценили)
31 июля 2011