Прогрессивный рок начался с эксперимента. Поиски соприкосновения с музыкальной классикой и европейской культурной традицией велись на обширном фронте.

Это происходило немного хаотично, методом проб и ошибок (которых было гораздо больше, чем удач), тем более, что музыканты, так же как и их слушатели, плохо себе представляли, куда идти и что искать.

Тем не менее, идея, как говорится, носилась в воздухе. Ансамбль Procol Harum в 1967 году первым решается процитировать в своей композиции «Whiter Shade of Pale» мелодию Иоганна Себастьяна Баха — тему прославленной «Арии на струне соль». В том же году Beatles выпускают свой альбом Stg. Pepper’s Lonely Hearts Club Band. В этом альбоме рок соприкасается не только с классикой (струнный квартет вновь слышится в песне «She’s Leaving Home»), но и с ретро-эстрадой 20-х годов, индийским фольклором и т. д. Тогда прогрессив-рок и становится самостоятельным течением в молодежной музыке.

Основные свойства прог-рока можно рассмотреть на примере упомянутой песни «Whiter Shade of Pale»: употребление классической темы, грандиозное звучание органа, струнная группа, которая исполняет что-то, напоминающее музыкальный стиль «барокко», а так же обновленный, неординарный взгляд на ритм. Ударные уже не являются основной частью произведения, а лишь его фоном или дополнением, которое указывает на ритм. Звучание этого ансамбля при записи становится более сквозным, нежели в середине 60-х годов, когда это был громогласный поток звуков, созданный продюсером и звукорежиссером Филом Спектором. Теперь рок должен был показать слушателям всю связь многоголосой партитуры, то есть, простой задорно-танцевальный рок-н-ролл для молодого поколения ушел в прошлое. Это была музыка, которую нужно было слушать, понимать, сопереживать ей. Это был «серьезный» рок.

Два музыкальных направления, два мира — «легкий» эстрадно-песенный и «серьезный» симфонически-камерный — живут сами по себе, но их пути все время пересекаются: Игорь Стравинский, который пишет «эбеновый концерт» для джаз-оркестра Вуди Германа; Морис Равель, сочиняющий медленную часть скрипичной сонаты в форме блюза; Пауль Хиндемит, «вставивший» в финальную часть «камерной музыки № 1» новейший фокстрот; Лучано Берио, пригласивший ансамбль Staple Swingers, дабы те исполнили его «Симфонию»; Родион Щедрин, использовавший во Втором фортепианном концерте джаз.

Композиторы-симфонисты ищут новые краски, способные отразить эмоции, в мире рока, джаза, песни. Музыканты, относившиеся к массовым жанрам, в свою очередь, стараются прикоснуться к «роднику» классической музыки, использовать ее богатейшие возможности, накопленные культурой за многие столетия существования. К ним можно отнести, н6апример, группу U2. Но использовать классику — это не значит ее коверкать. Классические произведения не терпят грубости и отсутствия вкуса, и требуют бережного отношения к себе, которое как раз вырабатывает хороший вкус и обогащает всех музыкантов вместе и каждого из них в отдельности.

Некоторые элементы прогрессивного рока иногда прорываются и в поп-музыку.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
(Еще не оценили)
13 января 2012