Когда какой-то человек скажет вам, что в некой книге несколько уровней, пусть он объяснит, нет, вот пусть объяснит, что это за уровни. Если он начнет ссылаться на конспекты по философии 19 века – это все детские забавки, эта тяга к дискретизации мира и впихиванию его в категории, это все потому, что тогда не хватало образования смотреть на мир в целом и не падать в обморок.

Теперь хватает. Нет, уровни – это когда сегодня ты читаешь книгу и понятия не имеешь, что они здесь есть, пока не окажешься на следующей ступеньке.

В «Дневнике» 300 страниц, и я могу фломастером отметить места, где говорила «оп-па», и понимала, что я эту книгу воспринимала совсем не так, как стоило.

Через первые 20 страниц я продиралась в состоянии перманентного ужаса. «Дневник» категорически нельзя читать женщинам. Более того, его категорически нельзя читать мужчинам, чтобы они не видели женщину так, как о ней говорит Паланик. Нет, это не совсем конкретно ты, но при наличии какой-то доли самокритики, хочется повеситься. Цитата: «Есть бесконечно много способов самоубийства, не влекущего немедленной смерти». Вот это она и есть. Книга-убийца.

Следующие 100 страниц удар не такой мощный, зато нацеленный на более широкую публику. Если у тебя есть капля какого-то таланта, и ты еще не превратил свою жизнь в дерьмо во имя этого таланта – стоит повеситься. Все это объясняется без визга и крови, очень спокойно, с повторами, чтобы до тебя непременно дошло. Чтобы подействовало. Ледяной… нет, не сарказм, не цинизм… просто житейский монолог.

50 страниц передышки, благодаря выработавшемуся в процессе чтения иммунитету – и начинается полнейший абсурд, в который сначала не веришь, все ждешь, когда он закончится, а вот ни разу он не закончится. Это не шутка, это на полном серьезе сюжет. Но тут меня замучило стойкое чувство «дежа-вю». Я уже это читала. Один к одному. И когда несложившийся спаситель пытается выдернуть Мисти из плена, я вспоминаю. Не Мисти – Делфи. Он спасал Делфи (!) в совсем недавно упомянутой мною то ли в этом, то ли в другом каком сообществе книги Дж. Типтри «Девочка, которую подключили». В общем, этими словами, что стоят в названии чужой книги, можно охарактеризовать книгу Паланика. Более того, структурно это книги-близнецы. На них просто натянута разная плоть. Зато плоть одета в одинаковую одежду литературного языка. Одни и те же приемы. Забавное открытие.

Ну и под конец – пара финтов в духе Агаты Кристи, ее не-совсем-детектива «Ночь темна». Когда читатель думает, что он все понял, его разворачивают на 180 градусов. А потом еще раз, но по другой оси. В итоге – отличный детектив, с несмертельными симптомами Кинга, «Твин Пикса» и прочих тем зомби в маленьком городке, замешанном на каком-то чисто британском пространстве. Был бы детектив…

Если бы не та самая плоть, ну скажем, философии, натянутая на скелет. Да и философия совершенно не новая. Просто это не чтиво. Это снадобье. «Дневник» не воспитывает человека, он ОКАЗЫВАЕТ ВОЗДЕЙСТВИЕ. По крайней мере там, где он не делает пиететов в сторону сюжета.

В общем, рискните…

Источник информации: knyazna


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
(Еще не оценили)
10 ноября 2007

4 комментария на “Чак Паланик — Дневник”





Комментарии закрыты.