В Александровском уезде Владимирской губернии Троицо-Сергиев Посад и расположенное от него приблизительно в 27 километрах село Богородское уже в XVII веке стали крупным центром производства игрушек.

В 1965 году отмечалось трехсотлетие этого старейшего очага пародного творчества.

Игрушка Подмосковья отличается от северной и от поволжской. Ее особенности формировались под воздействием Москвы. Известно, что в XVII веке при Оружейной палате делали игрушки «с живства». Традиция реалистической игрушки непоколебима в Богородском и до сегодняшнего дня.

Богородское и Посад издавна кооперировались. Богородские «балбешники» из чурок-балбешек резали игрушку и на возах доставляли к сергиевским «красилам». Те ее раскрашивали: дорогие сорта эмалевыми, дешевые — клеевыми красками. Тут же и продавали. Скупщики и владельцы торговых складов распространяли ее большими партиями.

В Посаде тоже было немало хороших резчиков, которые работали при крупных мастерских. Кроме резной игрушки, они делали и деревянные формы-болвашкн для игрушек из папье-маше: фигурки птиц, зверей, домашних животных, «пузанов» — сатирически изображенных купцов, «пеленашек» — барынь в узких платьях, «кувырканов» — ванек-встанек.

Эти болвашки, старейшие образцы подмосковной игрушки, представлены в музее. Они созданы в первой половине XIX века. Сколько раз нож разрезал на них просохшую бумажную массу, повторявшую форму фигурок! С боков у болвашек так и остались глубокие борозды.

Но повреждения не мешают сейчас любоваться этими скульптурами из почерневшего дерева, выполненными мелкими осторожными срезами, выявляющими формы тела человека и животных, фактуру оперения птиц, шерсть зверей, детали одежд. Господа изображались с оттенком сатиры, простые люди — с симпатией.

Созданные в середине и во второй половине XIX века деревянные игрушки Подмосковья — это целая галерея персонажей, будто пришедших в музейные витрины из эпохи дореформенной России. В изысканных сложных костюмах жеманно и глуповато улыбающиеся дамы и кавалеры, гусары и барыни стоят на треугольных подставках, слегка выдвинув ногу и чуть склонив голову.

Простыми приемами резьбы ножом и долотом переданы тяжелые и легкие ткани, мех, кружева, ленты. Это сравнительно дорогие, сверкающие красками куклы из трехгранных чурок 30-40 сантиметров высоты или из крохотных кусочков дерева 2-5 сантиметров. И наряду с ними «серый» дешевый товар из отходов, из плоских неровных отщепов. Тут парад нарушается. Богородские «фигуристы» и посадские мастера «по личному долу» дают волю юмору, изображая Нянек, монахов и монахинь, всевозможных солдатиков и вновь гусаров и барынь, но напыщенных, со свирепыми лицами. Режут фигурки упрощенно, выявляя декоративную ритмичность силуэта, и раскрашивают «с маху». Непосредственность исполнения делает этот ряд игрушек, может быть, выразительнее тех, торжественных и нарядных.

На протяжении XIX столетия складываются стилистические особенности подмосковной игрушки. В столбоватости фигур, фронтальности явно проступает чисто народное понимание скульптуры как объема, подчиненного тому блоку, из которого он высвобождается. В то же время вытянутость пропорций, по-архитектурному четкое членение форм и их соразмерность, композиционная строгость обнаруживают значительное влияние на парадную игрушку искусства классицизма, мелкой фарфоровой пластики.

Воздействие последней особенно заметно в росписи игрушек. Недаром ими как декоративными статуэтками часто украшали горки и комоды вместо недоступных по цене фарфоровых.

Кроме окрашенной игрушки, богородские мастера делали и неокрашенную.

В ней также проявляются черты жанровой скульптуры и чувствуется воздействие но только фарфора, но и лубка. Главные герои — крестьяне-труженики, то опоэтизированные, то комические фигурки. Одна из лучших игрушек этого круга в собрании Русского музея — «Крестьянин с барашком» — была экспонирована в 1965 году на юбилейной выставке богородского искусства в Москве.

Занимательны игрушки с движением — «Кузнецы», «Чаепитие», «Рубка капусты», «Клюющие курочки» на раздвижных планках, па кругах, с веревочками и гирьками-противовесами. Они лишены статуар-пости. Формы приземистых, большеголовых человечков с резкими чертами лиц решепы упрощенно. Характер резьбы энергичный. Порезки контрастируют с гладкими поверхностями, обработанными наждачной шкуркой. Вся массовая подмосковная игрушка конца XIX — начала XX века приобрела эту грубоватость.

Галерея — деревянная игрушка


Подмосковная игрушка


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
(Еще не оценили)
20 июля 2011

3 комментария на “Подмосковная игрушка”




Комментарии закрыты.