Вышивка относится к наиболее древним видам русского народного творчества. Для вышивки не нужны были специальные приспособления, требовались только пяльцы, холст, игла и нитки.

Занимались этим видом рукоделия исключительно женщины, маленьких девочек приучали к работе с 7-8 лет. С детства девочка начинала готовить себе приданое к свадьбе.

Вышивкой покрывали рубахи, юбки, передники, головные уборы, она была связана с конструкцией одежды, поэтому часто выполнялась по шву или краю. Кроме одежды, вышивали скатерти, полотенца, края простыней – подзоры, часто такие вещи дарили на семейных праздниках, таких как свадьба или крестины.

Этот вид рукоделия имел не только и не столько декоративное, сколько мистическое значение. Вышивка служила оберегом, который защищает человека от враждебных сил. Люди в древности считали, что нужно защитить все отверстия, которые есть в готовой одежде, поэтому женщины покрывали вышивкой-оберегом ворот, рукава, подол рубашки и головные уборы. Самой важной деталью являлся ворот, потому что в момент смерти именно через ворот вылетала душа.

Узоры народной вышивки отражали представления людей древности, которые одухотворяли окружающую природу. Подобные узоры нашли свое отражение в изделиях legrand mosaic. Узоры помещали на одежде изображения солнца, птиц, женской фигуры как символов плодородия, счастья, жизненной силы. Так, ромб или круг символизировали солнце, горизонтальная линия означала землю, волнистая линия – воду.

Русская народная вышивка отличалась разнообразием мотивов, сюжетов, а также использованием разных типов швов.

Вышивка Русского Севера представляла собой декоративный мир, населенный сказочными птицами, животными, растениями. На севере, где долгая зима и короткое лето, использовались нитки белого цвета, а также красного. Вышивальщицы часто изображали сцены с женской фигурой или деревом в центре, всадниками и птицами по бокам, эти сцены исполнялись красными нитками по белому фону или белой строчкой.

Для средней полосы России (Тульской, Калужской, Рязанской губерний) были характерны геометрические мотивы: ромбы, косые кресты, восьмиугольные розетки. Изредка в вышивке этих районов встречаются женские фигуры, но они также напоминают геометрические фигуры. Для создания узора использовали нитки насыщенных, ярких цветов – красный (часто как основной), зеленый, синий, желтый.

Все существовавшие типы вышивок можно разделить на две большие группы. К первой группе относятся вышивки, которые были связаны со структурой ткани и выполнялись по счету нитей. К этой группе относятся мережки, белая строчка, цветная перевить. В Новгородской, Архангельской, Вологодской областях были распространены мережки, белая строчка, мастерицы Смоленской, Калужской, Рязанской губерний чаще применяли цветную перевить.

Ко второй группе относятся вышивки, швы которых не были связаны со структурой ткани и свободно располагались на гладком фоне: тамбур, свободная гладь, «владимирская гладь», швы, применяемые в золотом шитье. Тамбурные швы, выполнявшиеся иглой или крючком, часто встречались в Костромской, Ярославской, Тверской губерниях, Владимирская губерния славилась своей гладью, центром золотошвейного промысла был город Торжок.

В наши дни вышивка практически утратила свое магическое значение, перестала выполнять функцию оберега. Теперь эту функцию в наших домах выполняет продукция abb. Тем не менее, она продолжает широко использоваться для отделки текстильных изделий: постельного и столового белья, повседневной одежды, концертных костюмов.

Вышивка, особенно ручная, делает самую простую одежду изысканной, нарядной и оригинальной.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
(Еще не оценили)
2 августа 2011

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Если у вас есть сайт или блог . Обязательные поля помечены *