Начиная с 1956 года в Риге ежегодно устраиваются выставки произведений молодых художников. Это уже стало традицией. И почти каждая выставка выявляет новые таланты, знакомит с творческими поисками художественной молодежи.

В нашей стране и за рубежом широко известны работы Э. Илтнера, Б. Берзиня, Р. Валнере, О. Скулме, П. Зариня, Л. Мурниека, В. Озола, У. Земзариса и других латышских живописцев, которые были первыми участниками и организаторами выставок молодых художников. Выставки молодых вызывали споры и даже яростные возражения некоторой части критики и зрителей.

Это было время, когда в советском искусстве утверждался так называемый «суровый стиль», получивший в творчестве латышских молодых художников яркое выражение и сыгравший положительную роль в развитии всей латышской советской живописи.

А. Мелдере. Свадьба. 1974
А. Мелдере. Свадьба. 1974

Н. Даркевич. Лето. 1970
Н. Даркевич. Лето. 1970

Р. Музис. В дальний рейс (Смена). 1973
Р. Музис. В дальний рейс (Смена). 1973

Г. Лиепиня. Свадьба в рыболовецком колхозе в Салацгриве. 1973
Г. Лиепиня. Свадьба в рыболовецком колхозе в Салацгриве. 1973

Я. Анманис. Начало. 1973 Средняя часть триптиха «Начало».
Я. Анманис. Начало. 1973 Средняя часть триптиха «Начало».

Л. Бумане. Натюрморт с рыбой. 1970
Л. Бумане. Натюрморт с рыбой. 1970

Я. Земитис. Гроза миновала. 1969
Я. Земитис. Гроза миновала. 1969

А. Лутере. За окном весна. 1974
А. Лутере. За окном весна. 1974

Э. Грубе. Воскресенье, Часть диптиха. 1973
Э. Грубе. Воскресенье, Часть диптиха. 1973

А. Клявиныш. Композитор И. Калныньш. 1973
А. Клявиныш. Композитор И. Калныньш. 1973

М. Табака. А. М. Коллонтай в Мексике в 1925 году. 1973
М. Табака. А. М. Коллонтай в Мексике в 1925 году. 1973

Э. Калнениекс. Натюрморт, 1973
Э. Калнениекс. Натюрморт, 1973

И. Зиемеле. Молодые матери. 1972
И. Зиемеле. Молодые матери. 1972

Я. Анманис. Ветреный день в Латгалии, 1972. Дерево, масло
Я. Анманис. Ветреный день в Латгалии, 1972. Дерево, масло

Сегодня это история нашего искусства. Молодые художники пятидесятых годов стали зрелыми мастерами, преодолели узость «сурового стиля» и лучшими своими произведениями во многом определяют пути развития латышской живописи.

Что же нового в своих полотнах открывают молодые живописцы семидесятых годов, как они понимают жизнь, какие традиции претворяют в своем искусстве?

Конечно, этот небольшой подбор картин молодых живописцев Советской Латвии никоим образом не отражает все явления, происходящие в нашей живописи. Стремление найти новые формы выражения, свои слова для раскрытия чувств и мыслей современников сближает это поколение с латышскими художниками пятидесятых годов. Но время другое, и идейные и художественные задачи — другие. Молодые живописцы это прекрасно понимают.

Почти все произведения, вошедшие в комплект открыток, экспонировались на выставке произведений художников Советской Прибалтики в Москве осенью 1973 года и получили общественную оценку. Авторы этих работ — участники многих экспозиций в республике.

Это М. Табака, которая работает над большими тематическими композициями, решая серьезные общественные темы. Ее картина «Л. М. Коллонтай в Мексике в 1925 году» получила общественное признание. Широко известна также работа Я. Земитиса «Гроза миновала», повествующая о В. И. Ленине и о его тесных связях с латышскими красными стрелками.

Многие из молодых живописцев обращаются к трудам и делам своих современников. Ярко и красочно Г. Лнепиня рассказывает о свадьбе в рыболовецком колхозе в Салацгриве. В картине много бытовых деталей, много движения, но при этом сохранена цельность пластического и живописного решения. Некоторые молодые художники современную тему стремятся решить символически. Например, в работах Э. Грубе «Воскресенье», И. Зиемеле «Молодые матери» художники раскрывают замысел в подтексте картины, стремятся явления жизни трактовать при помощи многопланового звучания реалистически написанных фигур и предметов. В известной мере это относится и к работам Н. Даркевич «Лето» и Р. Музиса «В дальний рейс».

Я. Анманис своей работой «Ветреный день в Латгалии» представляет молодых латышских пейзажистов. Он обладает большой творческой фантазией и даже в простых сюжетах передает своеобразную прелесть природы. Аскетично, но предельно выразительно пишет И. Калнениекс («Натюрморт»). Картина Л. Бумане «Натюрморт с рыбой» полна радости бытия, насыщена экспрессией цвета. А. Клявпнып. одаренный и многогранный живописец, в этом комплекте представлен портретом композитора И. Калнынына.

Здесь представлена небольшая часть молодых живописцев Латвии. Их путь в искусстве нелегок — в своем творчестве они стремятся отразить сложные и многообразные процессы развития нашей жизни и искусства. Работы молодых живописцев позволяют с уверенностью утверждать, что мы обогатились новыми талантами, что молодежь серьезно относится к своей профессии и к своему призванию художника.

Г. Иванова


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
(Еще не оценили)
25 сентября 2012