Декоративно-прикладное искусство

Прекрасное прекрасно во все времена

В древности даже самые бедные семьи старались, чтоб у дочери были и бусы, и кольца, и парчовые налобные повязки. И это не называлось, как сегодня, «безделушками», это были талисманы, охраняющие существо священное.

Мы стали опасно горды. Оснастив себя массой кнопок, открывающих для нас двери и дверцы, и включающих новейшие образцы техники, мы стали считать себя чуть ли не богами, забыв о наших истоках. А наши предки были людьми мудрыми, ибо ценили в человеке душевные качества, в работе — мастерство, в зодчестве – гармонию. Это средневековая инквизиция, боровшаяся с «ведьмами», назвала женщин «сосудом зла», а славяне женщину чтили. Даже самые бедные семьи старались, чтоб у дочери были и бусы, и кольца, и парчовые налобные повязки. И это не называлось, как сегодня, «безделушками», это были талисманы, охраняющие существо священное. Ибо была это будущая мать, хранительница очага и рода.

Если сегодня серебряный браслет на ногу считается украшением модным, то наиболее любимым в древности была шейная гривна (от слова, означавшего «шея»). Древние мастера творили гривны медными, бронзовыми, биллоновыми, посеребренными и позолоченными, редко золотыми. Ученые до сих пор спорят, кто чаще надевал гривну: мужчины или женщины? Зато нет споров по поводу височных колец.

Археологам повезло. Найденные в различных погребениях височные кольца помогают точно определить места расселения вятичей, дреговичей, древлян, полян и других славянских племен, потому что височные кольца у них были разными: семилучевые (радимичи и северяне), браслетообразные (кривичи), семилопастные (вятичи) и т.д. Были они из бронзы, серебра и золота, укреплялись возле висков.

На Руси ювелирная техника шла своим – особенным путем. Наиболее распространенной была скань (от старославянского «съкати» — свивать). Золотая, медная или серебряная тонкая проволочка свивалась с несколькими другими и напаивалась в виде орнамента или шла по контуру рисунка. Это очень тонкая работа, требующая точности, хорошего глаза и вкуса. А уже к 12 в. стали использовать скань рельефную и ажурную с добавлением камня. Мелкие золотые или серебряные шарики, напаянные на серьги, эффектно блиставшие от малейшего движения — еще один способов украшения в древней Руси. Чаще всего зернь сочетали с эмалью.

Еще в Ипатьевской летописи 12 в. встречается упоминание о перегородчатой и выемчатой эмали (финифти). Как карандашный набросок, из проволоки (золото, серебро) делается рисунок, который заполняется смоченным в воде стекловидный порошком, в зависимости от необходимого цвета одежды, лица, цветка, а затем обжигается в печи. Вещи получаются удивительные. И можно только порадоваться, что скань, зернь и финифть дожили до наших дней, и в руках художников – ювелиров обрели новые качества и возможности.